Треш-арт: экспериментальные консервы, анти-музеи и необычное природоведение

Музеи, галереи, выставки — дело не такое уж и скучное, как может показаться обычному туристу. Каких только музеев нет в нынешнем современном мире: музей лжи, музей микробов, музей трусов, музей магии, музей секса, музей пыток, выставка гномов, собрание пуговиц и даже чехлов для зонтов. Какая цель этих коллекций? Где проходит тонкая грань между высоким искусством и трешовым мусоросборишем?

Сходишь на выходных в музей или на выставку в надежде просветиться, пропитаться высокодуховным искусством, а выходишь оттуда, как будто вступил в нечто по самое не могу. И это вовсе не преувеличение, история уже знала одного такого творца, который умудрился создать небывалое произведение. “Дерьмо художника” ныне красуется в жестяных банках в музее Помпиду в Париже и в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также в частных закрытых коллекциях. Цель любого художника — шокировать публику, а уж положительно или отрицательно, это второй вопрос. Закатать свои какули в консервы — до этого конечно додумается не каждый, но купить такой “шедевр” на аукционе за 124 000 долларов США — вот это сила искусства!

Сайт: www.centrepompidou.fr

Следующую позицию культурного сумасшествия занимает Музей плохого искусства в Бостоне. Всё началось с того, что в 1993 один американский антиквар подобрал на помойке картину. “Люси в поле с цветами” стала основоположницей целых 3-х залов этого анти-музея. 600 экспонатов тематически разбиты на такие блоки: “Малосимпатичные пейзажи и натюрморты”, “Ничтожные черты” и “Под кайфом”. Каждый год в музее проходит конкурс на пополнение коллекций плохого искусства и только 5 картин из 20-ти, созданных бездарными людьми с трясущимися руками, могут претендовать на победу. Тем не менее, миссия у этого музея благородная — ценить тех, кого не ценит никто.

Сайт: museumofbadart.org

Побратимом бостонского Музея плохого искусства можно смело назвать шведский Музей провалов. Здесь собрана коллекция неудавшихся изобретений и товаров, которые так и не обрели успех среди покупателей. Кока-кола со вкусом кофе, лазанья от Colgate, устройство Twitter Peek с единственной функцией (заходить в Твиттер и писать твитты), цифровой фотоаппарат Kodak DC40 без цифрового дисплея, смартфон Nokia NGage с ужасно неудобным расположением кнопок и масса других потрясающе бесполезных или неоправданно дорогих вещей. Кстати, Google Glass, выпущенные в 2012 году, также красуются среди провальных товаров. Разработчики так и не объяснили потенциальным клиентам как и зачем пользоваться такими очками. Cамый любимый и одновременно смешной экспонат — это маска Rejuvenique. Данный девайс предполагался для борьбы против морщин, которая должны были моментально исчезать при помощи слабых разрядов тока. Вопросы от гипотетических покупателей наверняка распугали и так немногочисленную очередь желающих: «нужно ли привязывать человека, когда он в маске?» и «является ли крик проблемой?»

Сайт: museumoffailure.se

В то же время некоторые очень даже полезные для науки музеи могут показаться обычному человеку смешными и нелепыми. Например, музей пенисов в Рейкьявике, где собрана коллекция пенисов всех млекопитающих, которые обитают в Исландии. Это всего лишь природоведческий музей, который специализируется на изучении половых органов — от самого большого 12-метрового фаллоса синего кита (в музее представлен фрагмент 170 см) до самого маленького члена хомяка размером в 2 мм. С 2011 года коллекцию пополнил и человеческий орган. Интересно, что в секции исландского фольклора можно увидеть член водяного, которого якобы поймали в XVIII веке, эльфа и «рождественского мальчика», которого считают родственником Санта Клауса.

Сайт: phallus.is

Музеи и выставки с использованием человеческих тел — это те места, где смех сменяется бегущим по спине холодком. Нашумевшая выставка The Human Body Exhibition успела шокировать зрителей по всему миру: Дублин, Амстердам, Атланта, Вена, Мадрид, Буэнос-Айрес, Монреаль, Барселона, Цинциннати, Сантьяго-де-Чили, Сан-Паулу, Прага, Братислава, София, Загреб, Будапешт, Белград, Лиссабон, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Вашингтон, Гонолулу, Сакраменто, Сиэтл, Детройт, Рига, Варшава, Пуэрто-Рико, Любляна, Бухарест, Лондон и даже Киев. Если вы не успели повидать эту шокирующую экспозицию, можете отправиться в Музей «Plastinarium», что расположился на границе Германии и Польши. “Доктор Смерть открыл музей трупов” так пестрили заголовки статей об открытии музея. Его создатель немецкий доктор Гунтер фон Хагенс в 1977 году изобрел метод пластинации, который позволяет сохранять внешний вид тел и органов умерших людей и животных. В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, в том числе трупы казненных заключенных. Сначала тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик. У этого музея есть свои противники и фанаты, ведь тема смерти всегда порождает неподдельный интерес у многих людей. Тем не менее, музей прославился на всю Германию и получает прибыль 50 млн долларов в год.

Сайт: www.plastinarium.de

Напоследок должны вас предупредить — это современное искусство такое современное, что порой не знаешь, где заканчивается реальность и начинается искусство. Этим летом в Португалии посетитель провалился в инсталляцию черной дыры. Поэтому будьте бдительны и осторожны при посещении подобных выставок. Мало ли до чего эти художники додумаются завтра?