Столица в лицах: Тимур Мирошниченко в кафе «Массандра»

Как и все столицы мира, для многих Киев – город-сказка, город-мечта. Все стремятся тут побывать, закрепиться и узнать жизнь. Город притягивает все самое яркое и увлекательное – здесь легко уживаются современные здания с концептуальным дизайном и потрепанные многоэтажки в спальных районах, рестораны высокой кухни и ларьки с уличной едой, зеленые цветущие аллеи и залитые бетоном массивы, шумные магистрали и вымощенные брусчаткой улочки, модные шоурумы и колоритные рынки.

Несмотря на обилие высоток и вечные пробки на дорогах, Киев влюбляет в себя архитектурными и культурными достопримечательностями, местами силы, знаковыми для горожан точками, стильными и уютными заведениями. В новой рубрике, совместно с экскурсионным агентством «Интересный Киев», мы предлагаем узнать город получше, и зовём известных людей в менее известные, но не менее интересные места. А заодно расспрашиваем об их отношениях со столицей.

С Тимуром Мирошниченко мы встретились в легендарном кафе «Массандра» на Подоле. Разглядывая коллекцию вин и экспонаты музея, Тимур вспомнил детство, рассказал о Киеве 90-х, поделился открытыми им лично местами и отметил недостатки современного города.

Как можно не любить родину? Киев – мой родной город, я здесь родился. Мне кажется, все, кто бывал в Киеве, особенно, если им есть, с чем сравнивать, чувствуют особенную атмосферу города. Он вроде и суетливый, но в то же время уютный и домашний. Это ощущается сильнее в какие-то праздничные дни, когда все уезжают и в городе становится меньше машин. Можно спокойно пройтись по улочкам, насладиться атмосферой сполна.

Папа когда-то вытащил счастливый билет на Троещину. Мне тогда было лет 6. В то время квартиры давались по распределению, а папа как раз был военным. До этого мы жили в Соломенском районе. Троещина в 90-х и современная – совсем разные. Тогда это было опасное место, говорили, что на районе живет только военщина и деревенщина. Инфраструктуры никакой не было, до ближайшей остановки надо было идти минут 20, вокруг одни пустыри. В моем детстве возле дома было озеро и луг. Сейчас этот луг превратился в лес, поскольку никто за ним не ухаживал, а папа ходит туда собирать грибы. Рядом еще было кукурузное поле и летом мы отправлялись собирать кукурузу. Половину урожая я съедал на месте.

Троещина — это не мировоззрение. И даже не философия, а просто место жительства. Сейчас много людей из шоу-бизнеса живут там. У меня абсолютно нет предубеждений по поводу киевских районов. Стереотипы в народе остались про Борщаговку, Троещину, но вторая довольно быстро из этого вылезла. Я учился в НАУ в середине-конце 2000-х и помню, что на Борщаговке все было еще так себе. Как с ДВРЗ отдельная история – переезжаешь через мост и попадаешь в 90-е, так и часть Борщаговки осталась в тех временах. Но думаю, это вопрос времени. Элементарно, сейчас везде строится хорошая дорога и уже все по-другому.

Киев — это чуть-чуть Скандинавии, немецкие мотивы, британские веяния. Сейчас появляется много тематических кварталов, город развивается. Раньше была советская застройка – коробочная, типичная, которая визуальной и архитектурной ценности особо не несет. Тем не менее Киев уникален. Таким его делает Подол, центральные улочки, это не только Крещатик, но и связанные с ним улицы, в которых есть дух правильного Киева. Но для меня самое ценное в городе – виды Днепра.

В моем детстве кинотеатр «Флоренция» был богом забытым местом. А сейчас кинотеатр стал современным, появились и другие, парк сделали рядом красивый.  Все модернизировалось в ногу со временем. А еще в детстве, когда я в школу ходил, на улице Цветаевой говорили, что здесь будет шикарный парк «Молодежный». Прошло больше 20 лет, а палочки от тех деревьев так и остались. Но все же, хоть какое-то место для прогулок есть. С появлением ребенка погулять и походить по городу – это не желание, а необходимость. Мы сейчас живем в ЖК «Паркове місто» и там есть лес, озеро, лебеди. Но жене каждый раз по одному маршруту гулять скучно, поэтому мы стараемся выезжать с коляской в разные места.

Надеюсь дожить до момента, когда в Киеве появится просторная набережная. Помню, были проекты убрать Набережное шоссе в тоннель, это гениальная идея. Даже то пространство, которое сделали на Почтовой площади, да, оно современное, там много места, фонтаны, но там очень много еще предстоит сделать, чтобы оно стало прогулочным. И набережная получается маленькой, к тому же с кучей бетона.

Я не за то, чтобы перекрывать Крещатик и делать его пешеходным. Это важная улица, более чем достаточно, что ее перекрывают на выходные. Мне когда-то нравилось предложение сделать пешеходным Ярославов вал – от Львовской площади до Золотых ворот. Это тоже улица, которая концентрирует колоссальное количество исторических объектов и если ее облагородить, то была бы идеальная пешеходная улица.

Не жалею, что исчезли гопники. Они на самом деле были – кортаны, пиво. Бывало, что звали «Эй, ты, иди попрыгай, мелочь есть?» Все это проходил. Сейчас могут быть единичные случаи, и мне кажется, что больше гопников гуляет по Крещатику, нежели по Троещине. Радует, что дальше двора это понятие ушло в небытие.

За день по городу я проезжаю около 300 км. По работе мне нужно ездить всегда и везде, потому нет района, в котором не бывал в Киеве. Ну, может, не по всем улицам проезжал или проходил, но каждый район изучил. Мы с папой в детстве ездили по городу на машине, и он говорил, что «рідне місто треба вивчати». Потому все время рассказывал о названиях улиц, их историю, показывал особенные места в городе.

Парковки — головная боль города. Запрет парковок не решает вопрос с тем, чтобы не бросали машины на газонах или тротуарах. Другой существенный недостаток Киева – мало мостов. Была большая надежда на Подольско-Воскресенский, но подозреваю, что он еще надолго останется памятником.

Маршрутки – это зло. А сама транспортная система слаба, как наземная, так и подземная часть. Мне кажется, если бы транспортные ветки были очень развиты и доступны  во всех районах города, то многие пересели бы со своих автомобилей и не тратили деньги на бензин и не загрязняли город. Моя мама часто ездит с Троещины к нам на Виноградарь на общественном транспорте и дорога, в лучшем случае, занимает 1,5 часа, хотя расстояние чуть больше 10 км. Это невыносимо долго.

Нам многому было бы неплохо поучиться у белорусов. Я недавно вернулся из Минска и там ни рекламы, ни мафов, и город смотрится абсолютно по-другому. У нас же наружная реклама — это все еще проблема. К счастью, ее за последние 5 лет стало меньше. Так же и с мафами. Очень смешно, когда все ратуют за избавление от них, а когда доходит до дела, кричат: «Чего же вы сносите, мы тут пивко вечером покупаем».

Не Кличко писает у вас в подъезде. Поэтому большая часть вопросов должна адресоваться не столько правительству, сколько к самим жителям. В Киеве есть уйма проблем, которые надо решать здесь и сейчас, начиная от подземных коммуникаций, заканчивая «прекрасными» балконами, которые лепят наши люди, где можно и нельзя.

Беда Киева – безразличное отношение к истории. Вот сейчас даже на Подоле нашли фрагмент старинной улицы. Если грамотно восстановить это место, оно станет отличной достопримечательностью. Все туристы будут ездить специально, чтобы посмотреть, да и городу позволит заработать. Надеюсь, этот музей все-таки будет, такие вещи притягивают.

Парки в городе очень недооценивают. Моя сестра лет 15 жила в Пекине и там стратегия такая: в 5-10 минутах ходьбы от любого места должен быть парк. Это пространство, где можно немного уйти в себя. У нас тоже есть красивые парки – парк Шевченко, Мариинский парк. Недавно гуляли с дочкой по Владимирской горке, а там плитка везде повылазила и вот это вот все. Сделать – это хорошо, но за всем надо еще и следить. Парки – визитная карточка любого города. Например, в Мюнхене ты по парку можешь пройти из одного конца города в другой. В каждом городе парки особенные, даже покрытие дорожек может много рассказать о месте, в котором находишься. У нас взялись за многие парки, и парк «Наталка» — особая гордость мэра. Очень симпатичным сделали парк «Партизанской славы». Я еще не успел там побывать, но очень многие делятся впечатлениями в сториз.

«Дорога в небо» — так я называю одно из любимых мест в Киеве. Его мы еще студентами открыли для себя. Это обзорная площадка, чуть выше парка «Славы». Сейчас там стоит монумент памяти Голодомора и если смотреть на него, справа есть холм, на который с Лаврской можно заехать на машине. Мы там рассветы встречали с шикарным видом на Левый берег. Теперь это место перегораживают бетонным блоком, чтобы не заезжали. Но это чуть ли не единственная автомобильная смотровая площадка в городе, но и она не обустроена. А жаль.

Второе мое любимое место – секретное. Оно расположено между рестораном «Веранда» и мостом Патона. Там есть небольшая площадка, куда можно на машине заехать. И ночью открывается красивый вид, когда горят все фонари моста и шикарно отражаются в воде, а по фону видны жилые дома Левого берега. Раньше, до открытия ресторанов, это было еще и очень тихим местом.

Хочется сказать, что нужно посмотреть Подол, но он такой запущенный… Дороги ни к черту, и внешний вид зданий так себе. Поэтому однозначно каждому нужно сходить во все парки на Днепровских склонах. Начать маршрут можно от музея ВОВ и совершить отличный променад к Почтовой площади. Куда еще точно стоит пойти, так это на Арт-завод Платформа, там всегда проходит что-то интересное и веселое. Я бы предложил пройтись по Крещатику, но обратить внимание и на прилегающие улочки. Абсолютно точно  стоит погулять по Липкам, над правительственным кварталом, там потрясающая архитектура, можно почувствовать дух аристократического Киева. Для меня, как фаната киевского «Динамо», важны два наших главных стадиона – «Олимпийский» и имени Лобановского.

Я имел честь открывать музей авиации вместе с Леонидом Кучмой. Тогда я был студентом, но уже работал как ведущий. Люблю это место. Там огромная экспозиция самолетов и есть приятный бонус – шикарный вид на взлетно-посадочную полосу «Жулян». Когда планируете поход в музей, зайдите на сайт аэропорта и посмотрите, когда там час пик – чаще сможете наблюдать взлет и посадку с обзорного холма на территории музея.

Киев с каждым годом все сложнее переносит зиму. И не потому, что коммунальные службы не справляются, а из-за климата. Зима в Киеве очень некрасивая – серая, с редкими солнечными днями, которые как отдушина. Осень смазанная, сложно предположить, в какую неделю-две будет период этой золотой осени, когда можно листву буцать в парках. Май – идеальное время, когда все зацветает и город оживает. В мае еще и Евровидение, и в предыдущие годы я был вынужден проводить этот месяц в других странах. Потому особенно был рад, когда Джамала выиграла. Это был первый раз за лет 12, когда я в мае оказался в городе, но все равно не смог полноценно насладиться Киевом, потому что жил в МВЦ.

Знаете, где самое популярное место для съемок клипов? На Дарницком мосту! Многие артисты проводили там съемки еще с момента его открытия и до сих пор используют его в качестве съемочной локации. И действительно, у него есть красивый пролет, где автомобильная дорога проходит между двумя участками железной дороги. Да и вид на Правый берег захватывающий. Очень приятно, что за последние несколько лет исполнители мирового уровня приезжают специально к нам, чтобы снимать видеоряды. Евровидение определенно стало лучшей рекламой города со времен Евро-2012, о котором уже все забыли.

Работники кафе «Массандра» очень колоритные люди — типичные киевляне 70-80-х, коренные жители Подола, которые здесь знают все. Хотя у них нет пока турист-френдли подхода. Но это проблема не только этого места. Это просто должно прийти. А вообще кафе «Массандра» очень интересное. Я не ожидал оказаться в таком месте буквально в центре Киева. Особенно оно понравится ценителям винного искусства, ведь обладает собственным погребом и коллекцией редких вин. К тому же тут собрано много артефактов, каждый из которых имеет свою историю. Это место можно сделать крайне интересным и привлекательным, чтобы поток туристов не прекращался.

О кафе «Массандра»

Это винтажное кафе в сердце Киева находится на Набережно-Крещатицкой улице почти у самого Днепра. Примечательно это место тем, что подвальный этаж имеет многовековую историю. Это настоящий винный погреб с характерными низкими сводами, обилием бочек и оптимальной температурой воздуха. В кафе можно не только угоститься блюдами украинской кухни. Здесь находится винный музей-магазин, потому кроме пищи материальной можно насытиться и пищей духовной. Регулярно тут проводят экскурсии, рассказывают об истории винодельни и проводят дегустацию вин. Также в погребе есть отдельное помещение, где хранятся самые дорогие коллекционные вина «Массандры», разлитые еще в 40-х годах 20 века.

Продегустировать их и оценить знаковое место можно в рамках экскурсии «О Подоле с бокалом вина«.

Фото: Ден Бобров