KIEV TANGO PROJECT: «После перегрузки музыкой, может раздражать даже звук воды из-под крана»

Мелодию для танго можно сочинить одним пальцем, но обязательно с душой. Так говорил композитор и драматург Энрике Сантос Дисcеполо. Так ли это на самом деле? Об этом нам рассказали участники единственного в Украине виртуоз-оркестра KIEV TANGO PROJECT. Четверка музыкантов — Кирилл Шарапов (художественный руководитель, скрипач-виртуоз), Татьяна Павличук-Тышкевич, Сергей Курдицкий, Дмитрий Третяк — заняли место на главных концертных площадках страны благодаря своему умению превращать в танго всё, к чему они прикасаются:  от народных песен до рок-композиций. Мы встретились с коллективом накануне новогодних праздников, чтобы подвести музыкальные итоги года, узнать, как сейчас обстоят дела с классической музыкой, в каких современных мелодиях можно отыскать танго и как сформировать в себе и в детях хороший музыкальный вкус.

Любую мелодию можно сделать в стиле танго. Это зависит от таланта композитора, аранжировки, видения, духа и всего сопутствующего. Интереснее всего делать неожиданные пьесы — скажем, из хип-хопа. Мы превращали в танго песни групп Nirvana, Deep Purple, а также хиты Майкла Джексона. Это и для нас было экспериментом, мы сами не знали, где там танго. Но в результате получилось очень интересно.

Мы когда-то услышали, как Джамала пела «Ой верше мій, верше» — нам так понравилось, что мы решили сделать эту композицию в своем стиле. Так же было с песней Адель «Skyfall». Из того, что услышали на поп-сцене за последний год — очень понравился победитель Евровидения-2017 Сальвадор Собрал. Но мы не спешим делать ставку на то, что в моде и быстро выпускать в интернет то, что сейчас «горяченькое».

У нас инструментальная музыка как таковая вообще не развита. Здесь, в отличие от  Европы, только рождается поколение новых украинцев, которые хотят слушать такую музыку. Нам очень приятно, что мы становимся теми, кто диктует эти тенденции, влияет на формирование вкуса у  нового поколения. Когда люди приходят на наши концерты, удивляются: «И это тоже музыка танго?». Но sold out на наших концертах свидетельствует, что людям необходимо что-то новое.

Среди сегодняшних трендов также можно отметить прорыв старинной музыки эпохи барокко с современными афишами, в современных залах и с роскошной публикой. Это музыка, прошедшая сквозь века, которая в Европе занимает одно из первых мест. Люди отдают много денег за билет, чтобы попасть на такой концерт. Но у нас никто об этом пока не знает.

В исполнении инструментальной музыки самое главное – профессиональное отношение. Мы купили бандонеон, например, потому что это незаменимый инструмент в танго. Очень важно соблюдать концепцию каждого конкретного жанра.

В Украине нет понятия «формат». Все знают, как создается популярность. Люди просто голосуют своим кошельком: если они еще раз приходят на концерт, значит, им понравилось. Есть мурашки или нет – для нас это основнoй критерий.

Как сформировать хороший музыкальный вкус? Нужно просто слушать. Музыка — как терапия, она должна открывать потаенные эмоции, решать внутренние вопросы. В инструментальной музыке гораздо глубже можно прочувствовать момент, найти для себя какие-то ответы, потому что тебя не отвлекает текстовая линия, голос.

В Украине пока нужно объяснять музыку. Но главное – с чего-то начать. Если что-то не понравилось, не надо сразу отбрасывать, будто это очень плохо. Послушайте еще раз и еще раз. Сравните. Это как в кухне: кто-то ест чипсы, пьет колу, покажи ему авторские блюда в классном ресторане и он скажет: «Я не буду это есть, не хочу». Но важно убедить себя пробовать: почитать, послушать, посмотреть.

Основной инструмент в нашей стране, который помогает артисту стать популярным среди широкой публики – это телевидение. Вот пример: классическая балерина приняла участие в нашумевшем телешоу, и это принесло ей медийность не хуже, чем у поп-исполнителей. Получается, что «неформата» не существует. Есть только желание или нежелание быть массовым артистом.

У новичка больше шансов делать именно то, что ему нравится.

В списке украинских музыкальных премий даже нет пока категории, за место в которой мы могли бы посоревноваться.  Нужна ли такая категория? Конечно, нужна. Мы хотим развивать инструментальную музыку, снимать на нее красивые клипы. В Украине много талантливых людей, потрясающих групп – как инструментальных, так и вокальных. Но всё это люди не видят. Как они тогда могут формировать свой вкус, из чего?

Музыкальные премии — это битва менеджеров, это не конкурс артистов.

Чтобы в детях воспитать хороший музыкальный вкус, нужно начать ходить в театры — оперный, детский музыкальный, театр оперетты. Но в первую очередь дома должна звучать хорошая музыка. Например, простая классика, которая на слуху – Моцарт, Бах, детский альбом Чайковского. Эмоциональные зарисовки, красивая музыка, которую хоть и не понимаешь поначалу, но она нравится. Также можно включать записи Билла Эванса, Луи Армстронга – у него хорошая энергетика. Из радиостанций – Lounge FM.

В свободное время хочется слушать тишину. Репетиции, концерты – это все то, что мы любим, но иногда рабочий график вызывает перегрузку шумом и тогда, приходя домой, может раздражить даже звук воды из-под крана.

Музыкальной столицей мира в 2017 по-прежнему остается Вена. Хотя тут сложно сказать, все зависит от музыки. Если говорить о столице джаза – это, конечно, Нью-Йорк. Или вот Швейцарии есть поселок Утвиль, где живут меломаны — истинные фанаты классической музыки: каждый день у них выступают  новые музыканты со всего мира, они устраивают музыкальные салоны, как это раньше было принято. Кроме того, жители этого поселка поддерживают юных музыкантов — передают инструменты, струны, ноты, деньги для детей, в том числе, из Украины.

У швейцарцев не вызывает вопросов заплатить 500 франков за билет на концерт. А у нас даже те, кто может позволите себе, допустим, бутылку шампанского за 1000 долларов, не понимают, почему нужно платить 100 долларов за билет на инструментальный концерт. Даже заказчики не всегда понимают. Медийному человеку, который поет под фонограмму, платят 10 000 долларов за выступление на частном мероприятии, а классическому музыканту,  который много трудился всю свою жизнь, чтобы красиво сыграть – в разы меньше.

Танго, которое стоит того, чтобы послушать его хотя бы раз в жизни — это танго Астора Пьяццоллы «tango nuevo», в переводе – «Новое танго». Оно совершенно отличается от классического представления – маршеобразного – это уже больше джаз.

Очень запомнилось, когда Пол Маккартни приезжал в Киев и выступал с благотворительным концертом на Майдане. Яркие концерты доводилось слушать у Ришара Гальяно, Spyro Gyra. Еще выступления в Европе топ-10 мировых симфонических оркестров – от них мурашки по коже. Когда много людей на сцене – это всегда захватывает. Недавно поразила по масштабу барочная опера Перселла «Дидона и Эней», которая была представлена в Арсенале.

Поп-артисты должны в первую очередь обладать невероятным голосом, чтобы их  можно было слушать без всяких шоу. Как Адель, например, которая совсем не типичная, но она просто выходит, поет и от этого захватывает дух. Или Вакарчук, у которого есть шарм, особенная хрипотца. Или Джамала. Голос – это главный инструмент, он должен быть особенный, красивый, узнаваемый.

Если сравнивать музыку KIEV TANGO PROJECT с книгами, то это, наверное, литература Кортасара, Гессе, Набокова. Если с фильмами – это французское кино, где преобладают эмоции, особая постановка кадра. Отчасти артхаус.

Советские убитые залы, ужасные рояли, холод, примитивнейшие условия, зарплата, больше похожая на сдачу, чем на гонорар. Это не нормально, так не должно быть. Это ответ тем, кто спрашивает, почему мы исполняем достаточно часто классическую музыку в Европе, и крайне редко в Украине.

Самый смешной стереотип, который мы слышали о классических музыкантах — то, что они все время слушают классическую музыку. Или что в консерватории все консервативны все всем. Есть, конечно, кто до сих пор остается, занимается, сидит в четырех стенах. Но их очень мало. В основном, все лучшие уезжают, потому что нет возможности нормально существовать здесь, но и заграницей не все так сладко. Многие говорят: «Вот, вам повезло, вы смогли найти свою нишу в Украине». А есть те, кто нас жалеют: «Вы такие классные, что же вам таким классным дома делать?».

А нам хочется жить дома. Ездить на гастроли почаще, но жить в своей стране. Есть ценности, которые для каждого важнее: семья, дети, родители. Возможность помочь, видеть их. И говорить на своем языке. Вообще, у нас есть всё, чтобы хорошо жить в балансе и гармонии и иметь возможность  заниматься любимым делом.  Главное – пусть не мешают.  И, чтобы формировалось и росло поколение людей, которые хотят  читать настоящую Литературу,  смотреть хорошее Кино, получать лучшее Образование и слушать качественную Музыку…

Фото: Ден Бобров