Победительница конкурса молодых дизайнеров Мария Норец рассказала о том, как преодолеть сомнения и запустить собственный бренд

Мария Норец
Мария Норец

Ежегодно в рамках недели моды Odessa Holiday Fashion Week оргкомитет Ukrainian Fashion Week проводит конкурс молодых дизайнеров «Погляд у майбутнє» inspired by Pepsi, который является трамплином для молодых и амбициозных ребят, мечтающих покорить украинский и мировой подиум. В этом году победительницей стала Мария Норец с коллекцией «Я йду до тебе», посвященной украинским поэтам. В качестве приза она получила возможность принять участие в программе «Новые имена» в рамках весенне-летнего сезона Ukrainian Fashion Week и специальный грант от Елизаветы Юрушевой, владелицы Fairmont Grand Hotel Kyiv, позволяющий покрыть расходы на производство следующей коллекции. Мы встретились с Марией, чтобы узнать, что дала ей победа в конкурсе, какова судьба той самой «счастливой» коллекции и как продвигается работа над запуском ее бренда.

Расскажите, с чего начался ваш путь в дизайн одежды.

Моя мама занимается пошивом одежды, поэтому я росла среди журналов мод и мне всегда это очень нравилось. С детства я видела себя дизайнером, а с 5 лет начала рисовать эскизы – конечно, это скорее были просто детские рисунки, но все же мне уже тогда нравилось этим заниматься. Уже в школе я больше склонялась к тому, что буду рисовать, хотелось быть художником-акварелистом. Потом, когда пришло время задуматься о поступлении, я пришла на день открытых дверей в Киевский университет технологий и дизайна, и решила поступать туда. Хотя меня все еще интересовало художественное направление,  я не думала тогда серьезно о дизайне. Собственно, до подготовки коллекции для конкурса «Погляд у майбутнє» inspired by Pepsi, я не задумывалась, что дизайн — это реально, и это то, что я могу делать в будущем. Все началось с моего участия прошлой осенью в конкурсе EPSON digital fashion от Ukrainian Fashion Week совместно с компанией EPSON. Там основной идеей моей коллекции была печать на ткани, и там же началась эта тема со стихами. До этого я уже занималась печатью, выпускала футболки со своими иллюстрациями. А на EPSON мне пришлось создать целую коллекцию, более объемно поработать. Поэтому в своей второй коллекции, которую я готовилась представить на конкурсе «Погляд у майбутнє» inspired by Pepsi, мне хотелось продолжить работать с печатью. И в качестве материала я выбрала стихи украинских поэтов.

Почему именно украинская поэзия?

Мне всегда хотелось приобщиться к борьбе за нашу свободу, за наше возрождение. Безусловно, это очень обширный материал для проработки, поэтому мне было сложно выбрать только пять поэтов и только пять стихотворений. Но поскольку коллекция предполагала такие ограничения, нужно было сосредоточиться на знаковых именах. Первым стихотворением, который я выбрала, был стих Василия Стуса «Крізь сотні сумнівів я йду до тебе» — это мой собственный девиз по жизни, так у меня все происходит. Из этих строк появилось и название коллекции – «Я йду до тебе». Потом я решила, что нужно развить некую хронологию – использовать строки разных наших знаковых авторов: от самых первых до современных. И параллельно я вела работу над образами, старалась совместить, чтобы образ раскрывал стих – и наоборот, чтобы стих соответствовал образу.

Вы изначально делали ставку на то, что эти принты будут тем, чем ваша коллекция запомнится?

Да, я на это делала ставку, и хочу продолжать эту тему в следующей коллекции, которую готовлю для программы «Новые имена».

Что было самым сложным в подготовке коллекции?

Не могу выделить какую-то техническую сложность, их удавалось решать. Было сложно физически все успеть – подготовка макетов, печать, крой, пошив – на все это было мало времени.

Вам кто-то помогал?

Мне помогает шить мама. Это просто мое счастье, потому что одной очень сложно со всем справиться.

Где сейчас находятся отшитые образы коллекции «Я йду до тебе»?

Пока они у меня дома. Ждут своей съемки.

Поступали предложения об их покупке?

Пока нет. Наверное, проблема в том, что немного сложно представить, куда их можно надеть.

Вы одержали победу на конкурсе «Взгляд в будущее», и следующий этап – это ваше участие в программе Ukrainian Fashion Week «Новые имена». Когда мы там увидим вашу новую коллекцию?

Показ состоится 9 сентября. Основным акцентом этой коллекции также станут принты и творчество украинских писателей. Скорее всего, в этот раз будет не только поэзия, но еще и проза. Предыдущая коллекция больше напоминала инсталляцию, музейные экспонаты – там даже к каждому изделию были пришиты бирочки в виде музейной таблички, которые я сама вышивала. Стилистка новой же коллекции, конечно, будет более современной, без явного акцента на украинском костюме.

Кроме того, важно, чтобы эта коллекция отражала концепцию бренда, над запуском которого я сейчас работаю. У него уже есть название — MARIA, которое связано не столько с моим именем, сколько передает духовность образа чистой сильной женщины, берегини, Девы Марии. Именно эту святость, духовность я буду стараться раскрывать.

Если описать вашу следующую коллекцию в двух словах, какие слова это будут?

Наверное, «духовность» и «литература».

Вы сейчас заканчиваете учебу в университете. Но с вашим опытом создания коллекции, вы уже можете сказать, какие сложности в украинской фэшн-индустрии существуют в том, чтобы создать коллекцию с нуля?

Основная сложность — это материальная сторона. Производство коллекции, отшивка, дальнейшая работа с коллекцией, запуском бренда –  все это очень затратно и сложно, особенно, когда вы начинаете в одиночку. Собственно, мне очень повезло с грантом, так как Гран-при дает возможность бесплатного участия в «Новых именах», – спасибо Ирине Данилевской, Владимиру Нечипоруку и всему комитету UFW. И отдельное спасибо гранту Елизаветы Юрушевой – это необходимая сумма на создание коллекции, в которую входят материалы, производство. Так что благодаря им я уже могу свободнее двигаться дальше.

Мария Норец и Елизавета Юрушева
Мария Норец и Елизавета Юрушева

А вообще, насколько создание коллекции было сложным, настолько оно было и интересным. Хотя я до последнего не верила в свою победу. У меня было единственное желание – просто все вовремя успеть и достойно представить свою идею.

А если бы получилось так, что вы бы не победили, и не получили бы грант на развитие. Вы бы продолжили дальше заниматься дизайном?

Знаете, не уверена. Потому что было действительно очень сложно, и было много сомнений, которые меня всегда сопровождают. Поэтому я благодарна всем людям, которые меня поддержали и помогли поверить в себя. Например, слова Лилии Пустовит на вручении Гран-при были для меня не менее ценными, чем сам приз. Она сказала, что коллекция была наполнена сакральным смыслом – важным для нас всех в данный момент. И акцентировала на том, что я сама вручную собирала автографы этих поэтов. Ведь все стихи полностью напечатаны почерком каждого из поэтов. Я сама искала любое произведение, написанное ими от руки, и в фотошопе собирала из этих образцов цитаты их же стихотворений. Только Оксана Забужко – единственная из современных поэтов, чье произведение я использовала, написала мне его сама. Я связалась с ней на Facebook, и очень волновалась, что она не ответит. Но она поддержала меня, и в итоге отправила мне стихотворение своим почерком. И вот Лилия Пустовит акцентировала на этом внимание, сказала ,что «дизайнер поработал со словом». И добавила, что даже в Библии сказано: «В начале было Слово». И вот эти слова всегда мне будут греть душу.

Также для меня была очень важна и ценна помощь Ивана Фролова, который был в жюри. После полуфинала я решила обратиться к нему. Вернее, сначала я даже не решалась, но потом все же написала Ивану, и он очень доброжелательно отреагировал, помог мне сделать коллекцию более подиумной и интересной.

Сейчас лето, и часть студентов, мечтающих стать дизайнерами, ждут начало учебного года, не зная, что их ждет. Какой ваш главный совет для них?

Во-первых, работать, участвовать во всех инициативах и конкурсах, которые предлагаются студентам. Во-вторых, не бояться связаться с людьми, которые тебе интересны и которые могут тебе помочь. А в-третьих, нужно точно определиться с тем, что тебе нравится, и заниматься именно этим делом. У меня, например, был опыт заочной учебы на экономическом факультете — так сказать, для подстраховки, вдруг в дизайне что-то не сложится. Туда я поступила на втором курсе учебы в университете технологий и дизайна. Сдала параллельно две сессии, но было очень тяжело физически все успевать. И вот в какой-то момент на каникулах я просто села и представила, как я работаю экономистом. Мне стало так страшно! Потому что я вообще не представляла себя в этой сфере – это абсолютно не мое. И тогда мне пришлось сделать выбор – я забрала документы, и точно для себя решила, что мне это не нужно. Нужно заниматься тем, к чему действительно лежит душа.

 

Фото: Владимир Панкевич, Андрей Пилипец