Назад в прошлое: 6 лучших ретро-фильмов о школе

12128

Несмотря на то, что первый звонок в школах уже прозвучал, мы все еще не вынырнули из ностальгии юности, и решили вспомнить лучшие фильмы о школьных годах, которые идеально подойдут для того, чтобы приятно провести вечер дома. Остроумные цитаты, комедийные персонажи, трогательные романтические истории и, конечно, лучшие образцы стиля обожаемых сейчас 80-х и 90-х – вот лишь несколько причин, по которым вы не должны игнорировать этот список.

«Клуб «Завтрак», 1985

school0403 (1)

«Клуб «Завтрак» давно уже занял место среди легендарных молодежных комедий, на котором выросло не одно поколение. Простой и понятный, но от этого близкий любому из нас рассказ о подростковых проблемах и переживаниях, которые есть абсолютно у каждого – будь то спортсмен, принцесса класса, очкарик-ботан, школьная отшельница со странными наклонностями или двоечник-хулиган. Вот такую группу тинэйджеров в качестве наказания за нарушения правил собирают в субботу утром в школьной библиотеке,  задав написать сочинение на тему того, кем они видят себя в этом мире. В поисках ответа на столь глупый для 16-летних вопрос, выясняется, что все они не такие уж разные, как может показаться на первый взгляд. Тридцатилетний успех этого фильма в том, что  показать школьников искренними и мыслящими бунтарями, а не дураками, повернутыми на вечеринках, без откровенно пошлых сцен и плоских шуток у американских режиссеров получается  не так уж часто. А у «Клуба «Завтрак» это вышло превосходно.   

«Бестолковые», 1995

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 91

До появления сериала «Сплетница» именно «Бестолковые» с милашкой-блондинкой Алисией Сильверстоун в главной роли был образцом того, как должны выглядеть самые модные школьницы из престижных американских школ. Эталонные дизайнерские вещи, богатые родители, необремененные глубоким мышлением одноклассники, романтическая линия – казалось бы, это очередная шаблонная детская комедия с драматическими вкраплениями, которая интересна только с эстетической точки зрения для тех, кто любит моду и «полистать картинки».  Только вот главная героиня здесь не стервозная Блэр Уолдорф, а мечтательница Эмма из одноименного романа Джейн Остин, что выгодно отличает ее от тысячи похожих персонажей из школьных ромкомов. Вместо того, чтобы строить козни подругам, она развлекается игрой в Купидона, пытаясь сосватать своих преподавателей. В общем, этот фильм стоит рассматривать не только как модное пособие 90-х, которые сейчас в тренде, но и как трогательно-наивную историю, в лучшем смысле этого слова.

«Смертельное влечение», 1988

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 91

Школа как не дружелюбный островок сверстников, мудрых преподавателей  и интересного времяпрепровождения, а вражеское место с чужаками, разделенными на социальные группы и кланы, с собственной иерархией и жесткими, как в тюрьме, правилами – не новая тематика для западного кинематографа. Однако черная комедия «Смертельное влечение» с начинающими тогда актерами Вайноной Райдер и Кристианом Слэйтером стала одним из самых знаменитых фильмов с подобным посылом и детективным сюжетом, и до сих пор входит в топ-5 лучших фильмов о школе всех времен по данным различных авторитетных кинорейтингов. Сюжет вроде бы прост, при этом приправлен нетривиальными нотками абсурдизма. Старшеклассница Вероника пытается влиться в тусовку школьных «королев бала», которые правят учебным заведением, однако в компании самых крутых девчонок она не чувствует себя «своей», более того, ее возмущают приемы ее новых подруг, которые они используют, чтобы держаться на местном пьедестале. В это время Вероника знакомится с опасным, но безумно обаятельным парнем Джейсоном Дином, предлагающим кардинально расправиться с кланом задиристых красоток, подстроив их смерти как самоубийства.     

«Под кайфом и в смятении», 1983

school0403 (4)

Один из самых смелых режиссеров современности Ричард Линклейтер в своей культовой комедии «Под кайфом и в смятении» («Dazed and confused») показывает школу сплошным веселым карнавалом, который случается лишь раз в жизни. Действие картины происходит в 70-х – во время поклонения эпохе хиппи, творчеству Боба Марли, расклешенным джинсам, гитарам и разглагольствованию под дым марихуаны. Сюжет укладывается в один последний день учебного года, который надо хорошенько отметить выпускникам, чья жизнь уже завтра станет «взрослой», а значит – полной всяческих ограничений. Поэтому сегодня – последний шанс устроить самую отрывную вечеринку века, с реками алкоголя, танцами и наркотиками, где сквозь весь этот пьяный угар вчерашним ученикам предстоит вынести важные для себя жизненные уроки. Отдельный бонус – это звездный актерский состав. Увидеть на экране в одной компании совсем еще юных Мэттью Макконахи, Бена Аффлека, Миллу Йовович – особое удовольствие.

«Учителю, с любовью», 1967

school0403 (5)

Удивительно, что одноименной экранизации блестящего романа Эдварда Брейтуэйта «Учителю, с любовью» уже полвека, но она все еще не перестает быть актуальной и сегодня: нежелание молодых специалистов работать в школе, дискриминация по национальности/возрасту/ другим критериям, трудности поисков общего языка с подростками, качество образования в школах для малообеспеченных детей. Главный герой ленты – молодой инженер-физик, который хочет сделать научный прорыв, но не находит работу по специальности, и идет работать в школу. Ему достается место в педагогическом коллективе заведения не самого благополучного района Лондона, где ученики – те еще хулиганы и беспредельщики. Конечно, новоиспеченный учитель, терпящий ко всему еще и расовые предрассудки, мечтает как можно быстрее сбежать с новой работы, поэтому в свободное от занятий время он продолжает рассылать резюме в компании, где он мог бы работать по профессии. И вот, когда, наконец, ему улыбается удача, и парню предлагают заветное место инженера, он решает не бросать свой класс на произвол судьбы, и довести его хотя бы до конца учебного года. Это решение, конечно, в корне меняет жизнь и будущее молодого человека.

«В моей смерти прошу винить Клаву К.», 1979

school0403 (6)

Неумирающими лентами о школе отличился и советский кинематограф. Многие из них по-настоящему глубокие, драматические, наталкивающие на серьезные размышления и выдавливающие слезу. Но есть среди них не столь наигранные образцы, более правдоподобные и универсальные для любого поколения. Одним из таких фильмов можно считать чудный и светлый рассказ «В моей смерти прошу винить Клаву К.» об истинной первой любви – такой, которая случается у большинства в 16 лет, и которая просто со временем проходит. Или не проходит, но ты учишься, как и всему остальному в школе, с этим жить. Без истерических диалогов, заламывания рук, отчаянных поступков и сломанных судеб. А с грустными, но спокойными разговорами, неизбежном понимании взросления, поддержкой друзей и правильными родительскими советами о том, что всё нужно пережить.