Куда приводят мечты или чем опасна бесконечная погоня за роскошью

reWalls

Так уж устроено капиталистическое общество, что для того чтобы успешное функционирование, ему необходимо постоянно создавать мечты — сумки must-have, шикарные автомобили, сверхсовременные гаджеты, прекрасные ювелирные украшения, яхты, самолеты,…   Мы сами не заметили, как самым актуальным трендом стала бесконечная погоня за роскошью, но возможно ли обрести покой и стать счастливыми в этой гонке? Ведь как только мы реализовавшем одну мечту, глянцевые журналы и реклама тут же подсовывают нам другую. Что такое роскошь, как не потерять себя в этом мире материальных ценностей и не попасть в ловушку бессмысленного потребления? 

Что такое роскошь?

Пышный эпитет «роскошный» стал слишком часто прицепляться к разным существительным, порой совершенно непритязательным. Даже поверхностный лингвистический анализ глянцевых и прикидывающихся таковыми журналов легко убеждает в этом, причем добрая половина случаев употребления неправомерна. Кажется, пора ввести всеобщий мораторий на слово «роскошный», а заодно и на загадочные термины «культовый», «элитный», «эксклюзивный». 

Но речь пойдет не о лингвистике, не о культуре речи, не о бесконечных определениях и классификациях роскоши как таковой и всяческих ее проявлениях, а о том, что является роскошью в моде и как она живет в современном обществе.

Для кого-то роскошью будет обедать каждый день, а для кого-то дополнять свои ежедневные обеды бутылкой вина за 2000 долларов — дело привычное и незаметное. Люди покупают бриллианты, коллекционные автомобили, винные погреба, живопись старых мастеров, острова в океане и огромные морские яхты. Все эти вещи не являются предметами первой необходимости и прожить без них можно, причем легко. Но они якобы добавляют перца, соли и пряности жизни их обладателям. Хотя многим не добавляют ничего, не упрощают жизнь, не прибавляют ни толики наслаждения и удовольствия, не говоря уже о счастье.

Обращаясь к определению роскоши, заглянем в словарь Даля. «Роскошь — это изящество, обилие прекрасного, богатство, полнота». Коко Шанель говорила, что роскошь — это когда изнанка так же красива, как и лицо. Экономический словарь дает определение роскоши: «предметы, без которых можно обойтись в жизни, товары изысканного вкуса, Доступные по цене только состоятельным людям и семьям». Автор книги «Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой» Жан Ноэль Робер отмечает, что деньги, хотя и служат престижу человека и подчеркивают его социальное превосходство, сами по себе мало что определяют. Анализируя, что было роскошью у разных народов в разны времена, можно заметить, что некоторые предметы будут присутствовать в любом списке, независимо от эры и цивилизации.

Стремление к роскоши перестало быть постыдным, антипатриотичным и опасным чувством лишь в постсоветское время. Люди стали привыкать к свалившемуся на них богатству, а соответственно, стали меняться их мотивации и пристрастия. Предметами вожделения становились объекты не просто дорогие, но и изысканные. Галстуки от Versace в крупную горгону Медузу мужчины сменили на галстуки Hermes в мелкую божью коровку, леопардовые мини и сапоги-чулки женщины заменили на твидовые костюмы Chanel. Широкий выбор именитых брендов, экзотические туристические направления, машины по спецзаказу, — распробовав вкус хорошей жизни, потребитель хотел еще больше, лучше, необычнее.

А что сегодня?

Сегодня можно констатировать окончание эпохи ненасытного потребления. Расходы постепенно становятся все более разумными и продуманными. Богатство наконец-то измеряется не только количеством, но и качеством.

Погоня за роскошью — это ралли для богатых длиною в жизнь, гонка за призрачными результатами, потому что, во-первых, чужое всегда больше, лучше и красивее, а во-вторых, потому что индустрия роскоши никогда не отпускает богатых бедняг, попавших на ее драгоценные жернова. Тяга к роскоши превратилась в своего рода религию, которую исповедуют значительно большее количество людей, чем количество ее реальных ежедневных потребителей.

Предметы роскоши перестали служить людям, хотя Том Форд, один из творцов современной теории и практики роскоши, предупреждал: «Предметы роскоши должны облегчать жизнь. Роскошь не должна быть обременительной. Вещи должны служить людям».

Однако люди давно и преданно служат своим вещам, и содержимое гардеробной часто растворяет в себе личность: шубы ездят друг к другу в гости, сумки встречаются друг с другом и кафе, бриллианты заговорщицки подмигивают друг дружке, часы ухмыляются часам индикаторами запаса захода, высокомерно поднимая брови-стрелки.

Чарли Чаплин сказал однажды, что самое пагубное, что может быть в жизни, — это привычка к роскоши. Он-то хорошо знал, о чем говорил. Какой смысл вступать в борьбу с далекой Вандербильдихой? Окончательной и полной победы никогда не будет.

Сохраняя чувство меры и чувство юмора, вы равно или поздно откроете для себя роскошные амазонские джунгли и австралийские коралловые рифы, роскошные виды большой Гималайской гряды и африканские закаты в полнеба, покупаемую роскошь искренней дружбы, большой любви и самую главную роскошь — быть самой собой.